Родители!!!

Меню сайта
Реклама
Реклама Google
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа

Развитие речи детей до года

На первом году жизни у ребенка идет интенсивное развитие головного мозга, слуха, а также органов речи. Головной мозг является основным регулятором деятельности организма. У новорожденного он еще недоразвит, имеет меньшую массу, менее сложную структуру. Начиная с первого года жизни мозг ребенка развивается очень быстро, изменяется его внутренняя структура.

Слух и формирование речи ребенка

Одновременно с развитием мозга у малыша развивается физический и фонематический слух. Слуху принадлежит ведущая роль в овладении речью, так как возможность ее возникновения и дальнейшее развитие зависят прежде всего от состояния слуха.

Если ребенок плохо слышит или не слышит вовсе, то речь без специального обучения развиваться не может. Малыш начинает сначала прислушиваться к звукам, отыскивать взглядом источник звучания, а затем и поворачивать голову к говорящему, слыша речь окружающих, сосредотачивая свое внимание на его лице, губах, таким образом пытаясь контактировать со взрослым.

Одновременно с развитием слуха у младенца проявляются голосовые реакции, он издает разнообразные звуки, слоги, различные звукосочетания. В 2 — 3 мес. появляется гуление, а в 3 — 4 мес— лепет. Подражая речи взрослых, малыш пытается самостоятельно произноснести некоторые звуки, различные их сочетания, слоги, а к концу года — слова. Первые взаимоотношения ребенка и взрослого строятся на основе эмоционального общения, когда на улыбку малыш отвечает улыбкой, на речь взрослого — произнесением звуков, слогов, звукосочетаний.

Предпосылки для начала активизации речи детей раннего возраста

Активному произношению слов предшествует развитие понимания речи: младенец поворачивает голову, когда ему называют хорошо знакомые предметы, игрушки, выполняет несложные движения (дает руку, делает «ладушки»), хотя еще и не может обозначить словом совершаемые им действия. В процессе раннего речевого развития ребенок осознает слово не как средство, служащее для обозначения предмета, качества, свойства, т. е. несущую смысловую нагрузку; в слове он улавливает лишь его ритмическую структуру и реагирует, как правило, адекватно на разные слова, если они близки по звуковому оформлению.

В большинстве случаев девочки начинают разговаривать раньше чем мальчики.

Время появления слов на первом году жизни у разных детей различно: одни начинают говбрить в 8 — 9 мес, другие — в 1 г. 2 мес, а некоторые еще позднее. Запас слов у годовалых детей различен и варьируется от 2 — 3 слов до 15 — 20. Чаще дети пользуются упрощенными словами: ам-ам — или словами с открытыми слогами: мама, папа, Ляля.

Развитие речи детей по периодам

В первые месяцы младенец произносит звуки непроизвольно. Звуки, произносимые ребенком в этот период, неразборчивы, чаще всего они даже отсутствуют в его родном языке, а некоторые из них невозможно воспроизвести. Дети разных национальностей в этот период произносят одинаковые звуки независимо от того, какой язык они в дальнейшем усвоят. Однако потом малыш начинает произносить только те звуки языка, на котором говорят окружающие его люди.

Начиная со второго полугодия в лепете ребенка появляются четкие звуки. Среди них чаще всего встречаются гласный звук а, из согласных в основном звуки п, б, м, к, г и некоторые другие. Однако эти звуки еще не устойчивы. И произносятся лишь в небольших звукосочетаниях. На ранних этапах речевого развития ребенок, играя со звуками, упражняет свой речевой аппарат и слух, подготавливая их таким образом к правильному усвоению звуков в дальнейшем.

Ребенок рано начинает улавливать интонацию взрослого. Малыш улыбается, произносит звуки, если взрослый говорит доброжелательным тоном, и кричит, если взрослый сердится.

К концу года ребенок произносит в основном простые в артикуляционном отношении звуки: гласные а, у, и, некоторые согласные: м, п, б, н, т, д, к, г, как правило одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, другие — меньшее и менее четко. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать, поэтому роль лепета имеет огромное значение для его последующего развития.

Итак, первый год жизни ребенка Является как бы подготовительным этапом к овладению речью. В этот период у младенца развивается зрительное и слуховое сосредоточение (он прислуши¬вается к звукам речи, отыскивает и сосредоточивает свое внимание на источнике, издающем звук, на лице с ним говорящего); развивается понимание речи; в процессе гуления, лепета идет интенсивное развитие артикуляционного аппарата. Общение между ребенком и взрослым строится в основном на эмоциональной основе, а с появлением первых осмысленных слов — и с помощью речи.

Реклама Google
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz